Сила воли или как научить ребенка добиваться целей. Личный опыт.

На главную.

Самоконтроль наше все.

сила воли у ребенка

Дети растут, и назревает очередная задача. Не то что бы я считала своего старшего сына совсем безвольным, нет. Но вот проблемы с самоконтролем, как мне кажется, у нас присутствуют. Да и сила воли тоже почти на нуле.

Фото Oberholster Venita с сайта Pixabay 

Беспокоиться начала по этому поводу уже давно. Мой старший сын совершенно не отличается усидчивостью, делать, а тем более доделать какое-то одно дело для него крайне сложно. Это касается всего – будь то построение замка из кубиков, собирание простейших пазов и даже чтение сказок.

Я еще могу понять, что машинку или бабочку из 6 деталей собирать не хочется. Но не слушать сказки – в моем понимании это уже явный перебор. Хватает его минуты на 2, не больше. Вскакивает, перебивает вопросами, совершенно к данной сказке, да и вообще к сказкам не относящимися. Все, уже ускакал. А нам 4,5 года. Очень и очень скоро предстоит учеба. И что мы будем делать?

Что касается самих занятий, которые я пытаюсь ежедневно с ним проводить. Скандал через день. Наши занятия проходят в среднем минут 15-20. Мы с ним учим алфавит, уже прошли половину. Заучиваем краткие стихотворения на каждую букву и считаем уже до 30.

Вроде бы неплохо. Но дается это с таким скрипом, что мне страшно представить тот, момент, когда мой сын пойдет в школу и эти игровые на данный момент, но обязательные в будущем занятия придется проводить ежедневно до победного. Уфф…

Вот что это? Почему у остальных, как я читаю и смотрю, и занимаются, и стихи наизусть томами рассказывают. Да и вообще, такие умнички. А с моим ребенком что? Лень? Моя недоработка? Или действительно проблема в отсутствии силы воли? И где ее, эту силу воли, взять?

Делать нечего. Со всеми этими вопросами по старой схеме начала ворочать кучу информации в сети.

Сила воли – дело наживное.

Оказалось я с этой проблемой совсем не одинока и на эту тему написано много и много всего. Вот то, что вынесла для себя и что, по моему мнению, имеет значение и к чему следует хоть как-то прислушаться.

Оказывается, в подавляющем большинстве случаев сила воли исключительно воспитывается. Ребенок не рождается с такой чертой характера, как самоконтроль. Мало того. За этот самый самоконтроль отвечают дозревшие лобные доли, которые дозревают – на минуточку! – только к подростковому возрасту, и ни минутой раньше. То есть любые нормы самоконтроля можно применять к ребенку не ранее, чем ему исполнится 10-12 лет, когда наступит ранний подростковый период.

О как! А как же те детки, которые уже и в 5, и в 7 лет, а то и ранее, демонстрируют свои выдающиеся таланты, приобретенные, как утверждают их супер-мамочки, чуть ли не самостоятельно? У онлайн психологов и интернет специалистов есть ответ. По их мнению, это никакая не сила воли и не самоконтроль, а самый обычный страх ребенка.

Перед гневом мамы, если не выучит этот стишок. Страх стать «плохим», меньше любимым опять же, если эту песенку не споет или не дотанцует. А дети далеко не глупы. И для того что бы ему самому же было легче, дабы не переживать последствия своего «не выучил, не сделал», малыш предпочитает выполнить самостоятельно все, что от него требуется.

Родители хлопают в ладоши: «Какой молодец!». Ребенок облегченно вздыхает «Пронесло!». Но к силе воли это не имеет никакого отношения. У ребенка обычный невроз. Это в отличие от малыша, который совершенно не боится реакции взрослых, не запуган, поэтому ведет себя, как и положено в этом возрасте – как ребенок. Отвлекаясь, переключая внимание с одного на другое, бегая и веселясь. Он знает, что мама и папа меньше любить его не станут.

И, как оказалось, по поводу недослушанных сказок, недорисованных картинок и недостроенных замков тоже переживать совершенно на данный момент не стоит. У ребенка на данном этапе, возраста 4-5 лет, а то и чуть дольше, только одна движущая сила – интерес. И если ему эта задача на данный момент не интересна, то и решать ее ребенок не станет. А если и станет, то тут же отвлечется на то, что в следующую секунду покажется ему более увлекательным. И именно это нормально и соответствует развитию.

Так что же делать?

Все эти доводы меня, конечно, немного успокоили, но не совсем. Я очень рада, что мой старший сын вполне себе соответствует по эмоциональному и не только развитию своему возрасту, но слово надо никто не отменял.

В школу идти придется не в 10-12 лет, когда эта самая сила воли появится, а вместе с ней, я надеюсь, и самоконтроль, а в 7 самое позднее. И придя туда, надо уметь читать, писать, считать. Хотя бы минимально. Как научить всему этому ребенка, не травмируя его? Как научить ребенка принимать решения самостоятельно? И как наладить этот самый самоконтроль при занятиях?

Советуют следующее.

Главное, чего нельзя делать – заставлять, унижать, запугивать. Все эти методы, скорее всего, сработают. Ребенок выучит, споет, станцует. Но двигать им, опять же, будет исключительно страх перед возможным наказанием или порицанием, а не желание самому добиться конкретного результата.

А надо – разговаривать с ребенком. По каждому конкретному случаю, обсуждать каждую ситуацию здесь и сейчас. Пытаться добиться от ребенка вразумительных ответов на вопросы: «Почему ты отвлекся? Почему ты решил сделать это, а не то?» И обсуждать каждое решение и его последствия, неважно, положительные или отрицательные. Объяснять пути отхода и другие возможные варианты: не получается сейчас, может, стоит на время отступить, а затем попробовать вновь? Или отложить пока на неопределенный срок.

Когда каждая ситуация проговаривается от и до – почему ты решил так сделать, чего ты хотел добиться, что получилось в итоге и почему именно так – ребенок постепенно приучается к тому, что принимая то или иное решение нужно сначала все обдумать. Понять, к чему это может привести. А если сам не может представить результат своих усилий, то спросить совета у взрослых. И тут главное не отделываться фразами «Ты все можешь! Не сдавайся» или, наоборот «Нет и не надо!».

Эээээ…

Как же все это сложно. Я в теории вроде бы все понимаю, но как это будет выглядеть на практике пока ума не дам. Начинаю пробовать на простейшем. Больная тема у нас сейчас планшет. Активно играем в шарики, прыгаем, скачем, спасаем «любимую». Мой 4,5 летний сын так и говорит: «Пора спасать любимую». И вот я начинаю потихоньку вмешиваться.

Надо выучить следующую букву. Не хочешь сейчас? Хорошо, можно позже. Но тогда мы с тобой на прогулку не пойдем, не получится. Вместо прогулки нам нужно будет выучить букву. Или перенесем все на завтра, тогда с планшетом поиграть ты вообще не сможешь, времени не будет. Придется выучить завтра две. Их, эти буквы, надо будет учить все равно. Как ты считаешь, что лучше выбрать?

Честно – понятия пока не имею, в то ли русло я пускаю вынесенные мною теории, но сын задумывается, что-то там в голове своей просчитывает и решение принимает. Вроде и не напрягаю его, и алфавит движется. Ну, хоть какой-то плюс. А что касается теорий – буду копать дальше. О результатах сообщу.

Будьте счастливы! А главное – здоровы!

Читайте так же по теме

На главную.  Меню.

close

9 Ответов к “Сила воли или как научить ребенка добиваться целей. Личный опыт.

  1. 15-20 минут, это норма. Больше и не стоит. Всё правильно. Не надо торопиться и грузить буквами. Развивайте фонематический слух. Он уже различает звуки? Учите звуки, выделяйте их в словах. Дети считают правильным только то, что им интересно.

  2. У знакомой была таже ситуация, что и у вас. Сына хватало не на много, что бы сказку послушать, конструктор собрать. А в первый класс пошел – его как подменили. Весь урок внимательно слушает, делает все задания.

  3. А у нас война за внуков с детьми. Дочь никак не хочет учить младшего, 5 лет. Пока у нас, я с ним занимаюсь, причём, он сам мне книжки несёт, знает, 15 мин., занятий. А дочери лень. Итог, привозят внуков, начинаем все сначала.

  4. Да едва ли сейчас найдется усидчивый пацан такого возраста. Пусть потихоньку привыкает 10, 12, 15 мин, а там как повезет.Понятно, что чтение сказки – это не компьютерная игра, для ребят скучнее, но и в школе будет не концерт по заявкам.

  5. В таком возрасте 15 минут это хорошо, многие и столько не сидят. Для этого при школах есть подготовишки, именно там, как нам объяснили дети и учатся учиться. Поэтому и уроки в первом классе по 30 минут, а не по 45 как в последующих. Так что не переживайте.

  6. Я помню, читала интервью Мацуева. Он говорил, что его заставляли заниматься музыкой, когда мальчишки на улице мяч гоняли. Как ему хотелось быть там, с мальчишками! А потом ничего, понравилось. Ну и кто из тех мальчишек футболистом стал? И кем стал Мацуев! Это, конечно, индивидуально. Но если идти всё время на поводу у ребенка, то и вырастет Обломов.

  7. Все так, заставить бывает трудно. Но приучаются, когда постоянно одни и те же требования. К тому же, и сами занятия основаны на интересе ребенка. никто же не долбит занудно, а все практически играя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.